Тема: Обязанности велосипедиста, правила движения на велосипеде
.
Цель занятия: Формировать знания и представления школьников о безопасном движении на велосипеде; научить их правилам обращения с велосипедом для обеспечения безопасности окружающих.
Содержание занятия:
1. Рассказ учителя и его беседа с учениками Учитель просит поднять руки учащихся, у которых есть велосипед. Объясняет, что детям до 14 лет запрещено выезжать на велосипеде на проезжую часть дороги. Ездить по тротуару или пешеходной дорожке тоже запрещено - можно задеть прохожих или играющих детей. Поэтому кататься можно только во дворах домов, на стадионах, детских или спортивных площадках. Учиться ездить на велосипеде надо там, где нет движения автомобилей и пешеходов. Ребенок на велосипеде считается водителем. Поэтому водителям велосипеда необходимо знать устройство и постоянно поддерживать свой транспорт в исправном состоянии. У этих транспортных средств должны быть накачаны шины и укреплено сиденье, должны быть исправными педаль тормоза, звонок, руль. Разрешается ездить на велосипеде, только держась за руль обеими руками. Нельзя перевозить на багажнике пассажиров и буксировать другие велосипеды. Не рекомендуется использовать звуковой сигнал (звонок) без причины - это мешает жильцам домов. Кроме того, если постоянно звонить, то пешеходы и водители перестанут обращать внимание на звонки и может произойти несчастный случай. Подавать сигнал надо только в случае, когда возможен нечаянный наезд велосипедиста на пешехода. Категорически запрещается цепляться за проезжающий мимо транспорт, а также перевозить предметы, которые мешают управлению или выступают более , чем на полметра в длину или ширину. Учитель объясняет учащимся, чем опасна такая езда. А что делать велосипедисту, у которого на велосипеде нет ни указателей поворотов, ни стоп-сигналов? Для них правила дорожного движения предусмотрели специальные жесты руками. Решил велосипедист остановиться – поднял правую или левую руку вверх. Все знают – это сигнал торможения. Если надо повернуть направо, велосипедист вытягивает в сторону правую руку. Если возникла необходимость поворота налево – велосипедист вытягивает в сторону левую руку. Этим он сообщает другим водителям, велосипедистам, пешеходам о своем намерении совершить поворот или остановиться. Учитель сообщает ученикам, что если на автомобиле не работают указатели поворотов или стоп-сигналы, то и водители этих машин тоже могут разговаривать между собой с помощью жестов. Они точно такие же, как и у велосипедистов.
2. Практическое задание
Учитель просит учащихся изобразить на листе бумаги дорожные знаки «Движение на велосипедах запрещено» и «Велосипедная дорожка», которые должны знать велосипедисты. Затем он просит их рассказать, где можно и где нельзя кататься на велосипедах и почему. Учитель предлагает детям отгадать загадки.
Сам не едет, ни идет.
Не подержишь – упадет.
А педали пустишь в ход – Он помчит тебя вперед. (велосипед)
По дорожке во дворе
Мчится Коля на коне.
Не машина, не мопед, А простой ……… (велосипед)
3. Вопросы для закрепления знаний
1. С какого возраста можно ездить на велосипеде по проезжей части дорог?
2. Какие дорожные знаки запрещают движение велосипедистов?
3. Где можно обучаться езде на велосипеде?
4. В каких местах движение на велосипедах запрещено и почему?
5. Почему нельзя буксировать велосипед?
6. Почему нельзя перевозить пассажиров на велосипедах, не имеющих специального сиденья?
7. Как могут разговаривать между собой велосипедисты?
8. Что означает поднятая вверх рука велосипедиста?
9. Что означает вытянутая в сторону правая рука велосипедиста?
10. Что означает вытянутая в сторону левая рука велосипедиста?