Главная | Группы | Литература
Аватар пользователя Куприяненко М.Ю.
Цели: 1.Предметные           Определить роль  «импрессионистичности» в поэтике прозы Бунина.       Формирование представления об   импрессионизме в живописи и литературе.        История создания книги «Темные аллеи», связь содержания с напрвлением импрессионизма Развить умение видеть роль пейзажа и интнрьера в содержании     Определить место любовной темы в прозе Бунина на основании рассказа «Чистый понедельник». 2.   Личностные
  • Развивать умение видеть пути синтеза искусств.  Формирование умения видеть прекрасное, получать эстетические наслаждения
  • .
3.  Метапредметные образовывать практическую задачу в познавательную, проявлять  инициативу в учебном сотрудничестве,  использовать различные способы поиска  и обработки  информации учебного материала     Теория литературы: импрессионистичность, рассказ Оборудование и наглядность: Портрет Бунина, выставка книг, репродукции картин, Э.Мане, К.Моне, О.Ренуара, Э.Дега, Коровина К.А.    Предварительное задание: прочитать рассказ Бунина «Чистый понедельник» и другие рассказы из книги «Темные аллеи». Отметить в рассказе «Чистый понедельник» портрет, пейзаж, интерьер.  Литература:   1.     Долгополов. На рубеже веков, Л., 1989.   2.     Михайлов О.Н. Строгий талант, М., 1982.   3.     Евнина Проблема литературного импрессионизма и различные тенденции его развития во французской прозе конца XIX – начала XX века, М., 1982.   4.     Эфрос А.М. «Два юбилея»//Мастера разных эпох, М., 1979.   5.     Программа по литературе 5-11 классы под ред. В.Я.Коровиной, М., 2006.   Эпиграф (предлагается выбрать ученикам из текста рассказ в конце урока).   План урока:   1.     Оргмомент (1 мин.).   2.     Мотивационная ситуация ( 5 мин.).   3.     Беседа об импрессионизме (5 мин.).   4.     Доклад ученика о книге «Темные аллеи» (5 мин.).   5.     Анализ рассказа «Чистый понедельник» ( 15 мин.) 6.  Миниатюра.Проявление  импрессионизма  в рассказе "Чистый понедельник"( 7 минут)   6.     Итог урока (2 мин.).   7.     Домашнее задание (2 мин.).   Ход урока: I Оргмомент. II Мотивационная ситауция На прошлом занятии мы с вами говорили о поэзии Бунина, сегодня мы будем наблюдать, как лиризм проявляется в прозе. Но сначала мы приоткроем завесу тайны Мы уже с вами говорили, что на рубеже веков было сделано множество технических открытий, одним из которых стала фотография. Как изобретение фотографии повлияло на живопись? (Фотография взяла на себя утилитарную функцию запечатления явления или человека).  Тогда живописи пришлось искать новые смыслы существования, преимущества относительно фотографии. И таким преимуществом сталамобильность художников. Что представляли собой первые фотоаппараты? (Громоздкие, требовали долгой подготовки к съемке).  Художники же теперь впервые покидают мастерские, выходят на пленер, и чтобы создать картину им требуется уловить впечатление от пейзажа, человеческого облика или движения и мгновенно перенести его на полотно. Как действует художник при таком мгновенном впечатлении? (Нет времени выписывать детали - легкие мазки, полутона, не цвета, а оттенки). ^ III Беседа об импрессионизме: Проза Бунина очень самобытна, ее отличает множество особенностей, но главной особенностью, которая определяет все остальные, является ИМПРЕССИОНИСТИЧНОСТЬ бунинских рассказов. Это слово происходит от названия направления в живописи, возникшем в конце XIX века во Франции – импрессионизм (от фр. «впечатление»). М ^ Запишите основных представителей импрессионизма: Эдуард Мане: «Олимпия», «Завтрак на траве». Клод Моне «Стог сена», «Маки». Огюст Ренуар «Зонтики», «Портрет Жанны Самари».   Эдгар Дега «Голубые танцовщицы», «Абсент». Константин Коровин «Настурции», «Портрет Шаляпина», «Пристань в Гурзуфе». Врубель, Борисов-Мусатов? (Параллельно просматриваются репродукции). В литературе импрессионизм не сложился в самостоятельное направление, но многие писатели восприняли мироощущение современников-живописцев. Как могут проявляться принципы импрессионизма в литературе? (Отбор языковых средств, создание пейзажей и портретов героев, изображение внутреннего мира персонажей). Действительно, многие чувства и эмоции, переживаемые человеком очень трудно уловить и подробно описать. И, пожалуй, самым неуловимым чувством, которым пронизана книга Бунина «Темные аллеи», является ЛЮБОВЬ.   IV Доклад ученика об истории создания книги "Темные аллеи" Докладчику задаются вопросы: По какому принципу в книге объединены рассказы? (Все показывают многоликую любовь с разных сторон).Почему Бунин говорит именно о «ликах» любви? (лики – святость любви, блики – мимолетность, неуловимость любви).Каков принцип создания рассказов?   V Анализ рассказа «Чистый понедельник»: А теперь давайте подумаем, какие лики любви предстают перед нами в рассказе «Чистый понедельник» и в чем особенность Бунина как писателя-импрессиониста. В начале рассказа перед нами урбанистический пейзаж Москвы. «Темнел московский серый зимний день <…> мутно чернеющие прохожие»В чем особенность данного пейзажа? (Он как кадры кинопленки, ничего не описывается подробно – пейзаж импрессионистичен). За пейзажем следует описание состояния влюбленного человека: «Чем все должно кончиться <…> часом, проведенным возле нее». Это тоже импрессионистское описание. Как бы вы назвали такое состояние? (Смятение. Ученики записывают слово любовь, отводят от него стрелки, под каждой из которых пишут какое-либо состояние). А почему описанию смятения предшествует пейзаж? (Это не новый прием в литературе, с помощью пейзажа раскрывается состояние героя). VIКак соотносятся в рассказе приметы конкретной эпохи и напоминания о древности? - Отправимся вслед за героями в Москву. Экскурсия по Москвеот имени героев. Экскурсия от имени героя «Современная Москва». Предварительное домашнее задание Каждый вечер я возил ее обедать в "Прагу", в "Эрмитаж", в "Метрополь", после обеда в театры, на концерты, а там к "Яру", в "Стрельну"...   Экскурсия от имени героини «Древняя святая Москва» ( Предварительное домашнее задание) Зачатьевский монастырь, Чудов монастырь, Архангельский собор, Марфо-Мариинская обитель, Иверская часовня, Храм Христа Спасителя, Кремль, Новодевичьего монастыря, Рогожского кладбища.   - Почему так важны были для героини вид  из окна на Кремль и Храм Христа Спасителя Ответы учеников Это не единственный пример соседства пейзажа и душевного состояния героя в рассказе. «За одним окном <…> остывал от горячего дурмана».Как вы бы назвали этот лик любви? (Страсть, дурман). Почему перед сценой страсти упоминается храм Христа Спасителя, мы ответим потом. «И опять весь вечер мы говорили <…> больше не заговаривал о браке» (Любовь - семейное счастье). «Вот все говорил, что я мало о нем думаю <…> моргает ее мокрая ресница» (Любовь – нежность).   И вот одна из идущих посередине <…> тихо вышел из ворот» (Любовь – тоска, ностальгия). Мы не случайно с вами обратились к рассказу «Чистый понедельник», потому что, как вы видите, любовь здесь предстает очень многоликой. Но обратите внимание на название рассказа. Перед каким православным событием наступает чистый понедельник? (Перед Великим Постом).Почему именно в этот день расстаются герои? (Это говорит о святости их отношений). Именно СВЯТОСТЬ берет под общий знаменатель страсть, нежность, смятение и помогает обрасти человеческим отношениям лик любви. Поэтому в рассказе упоминается Храм Христа Спасителя, звучат отрывки из молитв и житий, дается картина крестного хода. У учеников получается следующая схема: Л Ю Б ОВ Ь смятение, тоска,  страсть, нежность  семейное счастье ……………………………… …………… С В Я Т О С Т Ь   Миниатюра . Проявление импрессинизма в рассказе "чистый понедельник" VII. Итог урока: Ученикам предлагается подобрать эпиграф к уроку из рассказа «Чистый понедельник». Учитель предлагает: «Счастье наше, дружок, как вода в бредне: тянешь – надулось, а вытащишь – ничего нету», говоря, что только писателям импрессионистам удавалось расставить такие сети, благодаря которым можно осознать возможность счастья. VII.IКакой вопрос вы бы задали героини рассказа? Сочинение-миниатюра  Домашнее задание: самостоятельный анализ читательского восприятия одного из рассказов Бунина («Холодная осень», «Солнечный удар» «Натали»): эмоции, воображение, ассоциации…

Найти

ВХОД

Сейчас на сайте

Сейчас на сайте 0 пользователей и 0 гостей.