Главная | Группы | Русский язык
Аватар пользователя Куприяненко М.Ю.
Сегодня перед современной школой стоит задача не столько дать ребенку как можно больший объем знаний, сколько обеспечить его общекультурное, личностное и познавательное развитие. Во ФГОСах общего образования определены условия  достижения этой задачи: формирование способов деятельности, освоенных обучающимися на базе одного или  нескольких учебных предметов и  применимых как в рамках образовательного процесса, так и при решении жизненных  вопросов.Учитель  в новом  образовательном пространстве должен стать конструктом новых педагогических ситуаций, направленных на использование обобщенного способа деятельности и создание учащимися собственных продуктов,  полученных в результате  обучения.  В принципе эти задачи педагогический коллектив Юридической гимназии решает уже давно  на всех этапах обучения. Методическое объединение учителей русского языка Юридической гимназии оценивает  результаты своей работы  в зависимости  от практической значимости: базовые понятия используются  для обобщения способа решения,  развития познавательной активности, создания целостной картины мира, реализации социально значимых проектов, одним из которых является издание гимназической  газеты. Большой интерес для гимназистов  представляет работа кружка «Юный журналист», на базе которого  издается газета «Наш мир». Журналистская деятельность  позволяет развивать у обучающихся  творческие способности, формировать коммуникативные универсальные учебные действия. Ученики приобретают  умения учитывать позицию собеседника, организовывать и осуществлять сотрудничество с учителем и сверстниками, адекватно воспринимать и передавать информацию, отображать предметное содержание и условия деятельности в сообщениях, важнейшими компонентами которых являются тексты. Таким образом, молодой человек при подготовке материала для печати получает навыки «жанрового мышления», а правильно оформленный, грамотный, стилистически выверенный документ (таковым является и редакционная рукопись) — основа любого делопроизводства.  Это  одна  из сторон  деятельности объединения юных корреспондентов гимназии,  благодаря которой создаются предпосылки для  формирования  культуры целостного мировоззрения.  Другая сторона – использование познавательных учебных действий на практике, занимаясь  созданием своей газеты. На занятиях  мы рассуждаем с ребятами о том,  что профессионалы – это специалисты, для них не существует граница между гуманитарным и естественнонаучным знанием, между смежными и, наоборот, абсолютно  несмежными дисциплинами, они  могут без труда профессионально двигаться в разных полях практики. Учебная ситуация помогает создать условия для познавательной активности, направить на поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий,  определить необходимость использования  учебной литературы, энциклопедий, справочников (в том числе  электронных и  цифровых). В открытом информационном пространстве дети имеют возможность познакомиться с  работой и возможностями  издательских программ. Правила орфографии и пунктуации, до этого являющиеся темой на уроке, обретают повседневную актуальность, практическую значимость. Чужой опыт книгописания или журналистского творчества — такой до этого отвлеченный и даже скучный — становится понятным и захватывающе интересным.   Перечень  общепредметных умений, приобретаемых   во время издания газеты,  огромен. Ребенок, работая в редакции школьного издания, овладевает также регулятивными  универсальными учебными действиями:  учится принимать и реализовывать учебную задачу; (создание и выпуск очередного номера газеты),  планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации (тематический подход к подбору материала, многожанровость издания). Развитие умения самостоятельно  и адекватно оценивать правильность выполнения действия позволяет  вносить необходимые коррективы в исполнение  работы как по ходу его реализации, так и в конце действия (газета скучная даже  для издателя не будет востребована читателями). Продукт деятельности, создаваемый ребенком,  очевиден. Не менее важно удовлетворение коммуникативных потребностей в учебных, бытовых, социально-культурных ситуациях общения. Работа в редакции всех участников издания газеты – это  образец системно-деятельностного характера обучения, составляющий методологическую основу требований стандарта.  Ребенок получает навыки общения со сверстником и взрослыми, убеждать собеседника в важности именно такой постановки вопроса, настойчивость в  развертывании своей аргументации. Словом, школьное издание — мощный социализирующий фактор. Ребенок невольно попадает в сферу коллективных отношений, готовится к походу в мир взрослых, работа учит дисциплине, порядку, собранности, взаимному уважению.  Организация выпуска  каждого номера газеты проводится в соответствии с законами издательского дела. Ребенок понимает общественную значимость результата, полученного командой, членом которой он является. Заседания редколлегии проводятся  с использованием различных деловых игр, одна из них так и называется «В редакции газеты» Ребята представляют, что класс – это редакция газеты. Роли работников редакции выполняют учащиеся. В редакции собрались представители газет: редакторы, корреспонденты, фотографы, корректоры,  и секретари. Каждый стол представляет какую-либо газету. Название газеты, придуманное детьми, должно отражать тему, выбранную для исследования. Выбор темы – это редакционное задание,  которое является исходным моментом в творчестве журналиста, фиксирует объективную реальность,  факты, события, явления. В процессе обсуждения макета ребятами определяется  структура  будущей газеты: актуальность материала, жанры, дизайн страниц,  выбор фотографий и подписей к ним. Информация, использованная корреспондентами, должна быть оригинальной, доступной и уместной для издания, в котором публикуется. Каждый из  участников  игры выберет себе задание с учетом своих интересов.  Корреспонденты проявляют умение в использовании различных способов поиска, сбора, анализа, интерпретации информации в соответствии с познавательными и  коммуникативными задачами. В отделе объявлений и рекламы создается реклама социально значимого дела. В корректорском отделе ребята переработают предложенный текст и записывают  его без ошибок.  Редакторский отдел готовит текст к публикации. В машинописном бюро произведут набор статей, члены этого отдела проявят умение вводить текст, преобразовывать знаки и символы, модели и схемы, проведут тиражирование. Таким образом, ребенок  учится работать индивидуально и в группе: приходить к общему знаменателю и разрешать проблемы на основе согласования позиций, кроме того,  предметная и внеурочная деятельность становятся  единым целым. В конце работы дети рассуждают  о том, что у них лучше всего получилось, как они пришли к  результату, что им больше всего понравилось, запомнилось. Данный этап называется рефлексивным.  И задача  ученика – осознать  полученные результаты, трудности, способы собственной деятельности. На базе рефлексивного этапа происходит самооценка и оценка образовательных результатов. Безусловно,  возникает необходимость  творческой подготовки учителя к подобным занятиям. Составлением технологических карт урока занимаюсь давно. В структуре технологической карты урока мы выделяем блоки. Поскольку любое дело начинается с определения цели, естественно,  при создании технологической карты  нам необходимо определить планируемый результат.  Его достижение  определяется целым рядом действий, структурирующих деятельность на уроке. Каждая операция на уроке обусловлена учебной ситуацией, предложенной учителем. Однако обратим внимание на то, что, активизируя познавательную деятельность,  учитель побуждает ребят самостоятельно формулировать задачи, решение которых приведёт к результату. Конструирование  технологической  карты позволит зафиксировать   последовательность  выполняемых операций,  поможет  научиться выбирать эффективные способы решения учебных и познавательных задач. Важность  этой работы   понимает каждый учитель. Показателем  эффективности служит  хорошо проведённый урок, выразившийся в удовлетворенности  детей, достижении  ими планируемых результатов. ( приложение №1 – технологическая карта занятия). Реализация метапредметного подхода позволяет сформировать   определенные умения: преобразовывать практическую задачу в познавательную, проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве,  использовать различные способы поиска  и обработки  информации учебного материала;  наконец, адекватно оценивать правильность выполнения действия, готовность  вносить необходимые коррективы в его исполнение как по ходу, так и в результате действия. Таким образом, метапредметный подход – это хорошее владение теорией и практикой предмета, что собственно и позволяет и интерпретировать учебный материал с точки зрения деятельностных единиц содержания. Метапредметный подход не только позволяет избежать узкопредметной специализации,  но и позволяет сохранить предметную форму, развивает  ее на рефлексивных основаниях.  Главный продукт работы  моих  подопечных – это  создание газеты,  в данном случае,   совместное  производство единомышленников, которое будет либо интересно, либо неинтересно  читателям. В процессе  организации внеурочной деятельности повышается роль важности изучения  русского языка.  Язык  становится не только  средством   получения знаний по предмету, но и  дает возможность реализации способностей на профильном уровне, проявления творческой самореализации  на практике. Безусловно,  в ходе работы возникают сложности: для достижения индивидуализации необходима среда социальных взаимодействий, в которой   будут соблюдаться преемственность урочной и внеурочной деятельности. Учитель должен  быть компетентен в умении определять область деятельности, где ребенок сможет проявить свои способности.  Перед педагогом стоит сложная задача – подготовить и  выстроить  систему достижений  таким образом, чтобы каждый шаг  в развитии  ребенка получил справедливую оценку. Свидетельством  правильности выбора направления внеурочной деятельности  служат результаты нашей работы: Редакция газеты – многократный лауреат конкурса компьютерных газет «Учителями славится Россия. Ученики приносят славу ей»; «Наш город над Доном», «Новогодний калейдоскоп». ·       Гимназисты  -  дипломанты  конкурса «Лидер прессы». ·       Гимназисты  - победители фестиваля науки «Юга России» ·       Ежегодно выпускники  становятся студентами отделения журналистики филологического факультета ЮФУ.                   Литература 1.     Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя / Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. – М.: Просвещение, 2010. 2.     Гаджиева Е.А., Иванова Н.Б. Механизмы управления качеством образования в МАОУ «Юридическая гимназия имени М.М. Сперанского» // Модернизация образования. – 2012. – № 1; 3.     Давыдов В.В. Виды обобщения в обучении. -  М.- 2000. Возрастные возможности усвоения знаний / Под ред. Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова. М.: Просвещение, 1966. 4.     Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. - М.- 1996. 5.     Иванова Н.Б. . Проектирование основной образовательной программы в соответствии с требованиями ФГОС нового поколения. Материалы научно-практической конференции. 2011. 6.     Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя / под ред. А.Г. Асмолова. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2010 7.     Коваленко Л. Журналистика в схемах и таблицах. Ростов-на-Дону. Издательский дом «Вояж»2006 8.     Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России / А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков. – М.: Просвещение, 2009. 9.      Технологическая карта. Педагогическая мастерская. Все для учителя. 2011год. 10.                       Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 мая 2012 г. № 413 г. Москва. 11.                       Фундаментальное ядро содержания общего образования / под ред. В.В. Козлова. А.М. Кондакова. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2010.

Найти

ВХОД

Сейчас на сайте

Сейчас на сайте 0 пользователей и 0 гостей.