Ростовский областной институт повышения квалификации и переподготовки работников образования. «Активизация познавательного интереса учащихся в изучении нового материала на уроках технологии.»
Разработал учитель технологии МАОУ «Юридическая гимназия имени М.М.Сперанского» Жилкина Виктория Владимировна г. Ростов-на-Дону 2011год. Пояснительная записка.
Цель: Развитие познавательной активности учащихся в изучении нового материала на уроках технологии через активные формы и нетрадиционные методы организации учебной деятельности.
Задачи:
-
вовлечь гимназистов в процесс решения поставленных задач, используя активные формы и нетрадиционные методы для активизации познавательной деятельности;
-
развитие творческого, познавательного потенциала у гимназистов;
-
формирование навыков самовыражения, самоопределения самообразования, самоконтроля;
-
демонстрирование навыков профессионального мастерства гимназистов;
-
развитие умения и навыков работы в коллективе, которые помогут работать над поставленной задачей;
-
формировать у гимназистов способность в получении социального опыта.
Идея привнесения в образование развивающего личность ученика существует столько же, сколько и самообразование. Однако каждая педагогическая эпоха понимала и реализовывала эту идею, в зависимости от так называемых «государственных заказов». Традиционно заказ образованию определялся исходя из политических, экономических, военных и т.д. выгод. В связи с этим развитие творческих способностей понималось как достижение личностью необходимо уровня сформированности интеллектуальных умений, культуры поведения, научных знаний. До недавнего времени этот уровень задавался государством. Такого уровня развития вполне хватало для решения любых задач. И совсем недавно вдруг выяснилось, что если государство будет продолжать этот самый уровень, оно обречено на медленное загнивание творческих способностей. Дело в том, что развитие-это процесс внутренний, личный, частный. Развиваются не умения и навыки, а внутренний мир человека, представленный со знанием, которое и определяет качество мышления, знаний, поведения, деятельности. В этом случае можно говорить о развитии личности, которая отличается от развития механизированного индивида, вооруженного знаниями, умениями и навыками тем, что относится к ним через призму своего личностного, человеческого, ценностного осознания. Если общество состоит из личностей, то оно развивается, т.е. живет, приобретая все новые уровни качеств; если же оно состоит из индивидов, то оно функционирует, т.е. существует на приспособлений к тому, что задается. Следовательно, под развитием творческих способностей учащихся должно понимать не количество и качество тех или иных умений по приспособлению, а количество и качество внутренних, личностных новообразований. Но должное становиться необходимым только тогда, когда приобретает статус осознанной потребности. Сейчас такая потребность осознана и на государственном уровне. Она представлена в новой цели образования, ориентирующейся на Внутренний механизм развития человека-это субъектность. В отечественной педагогике идея развивающего обучения прошла извилистым путем от теоретической разработки до практического воплощения. На этом пути было множество, великолепных, гениальных открытий и трагических перекраиваний этих же открытий в угоду идеологическому заказу. Еще в начале 30-х годов выдающийся отечественный психолог-гуманистЛ.С. Выгодский обосновал возможность и целесообразность обучения, ориентированного на развитие ребенка. По его убеждению, «педагогика должна ориентироваться не на вчерашний, а на завтрашний день детского развития». Нельзя обойти вниманием и такой факт, что в отечественной теории развивающего обучения были разработаны предпосылки концепции личности о ориентированного образования: опора на самостоятельность учащихся в процессе достижения целей обучения, стимулирования поиска новых знаний, способов их освоения, ориентация на «зону ближайшего развития» и индивидуальные особенности детей, механизмы обеспечения успеха и положительных эмоций детей в процессе обучения. Рассматривая психологические условия начального образования, Д.Б. Эльконин отмечал, что большинство детей, приходя в школу, находятся на уровне наглядного мышления. Казалось бы, это утверждение должно повлечь ориентацию учителя на действия по прямой передаче учащимся знаний и опыта поведения. Однако ученые приходят к выводу, что простое указание на то или иное свойство явления, простое сообщение готового знания не приводи к развитию мышления ребенка (и уж конечно не приводит к развитию сознания). Передаточный способ, репродуктивное обучение, которые как бы логически и закономерно вытекают из особенностей младшего школьного возраста, не могут рассматриваться как нормальное средство образования, развивающего личность творческие способности. Возникшее стихийно в 60-е годы движение учителей-новаторов внесло оживление в единообразную систему образования. Но и этих талантливые и преданные своему делу учителя создавали авторские проекты, исходя из единственно возможной установки: дать как можно большее количество знаний за как можно меньшее количество времени. Глагол «давать» обрекал инноваторскую деятельность на ограничение позиции ученика другим глаголом - «брать». «Дающая» педагогика неизбежно формирует потребительскую позицию, даже будучи «гуманистически» оформленной в разработках новаторов. Вместе с тем, и такая педагогика всегда знала сколько и каких знаний необходимо дать ребенку, каким должен быть опыт его поведения, за счет каких мероприятий можно сформировать ту или иную позицию. Сам школьник, с его интересами, возможностями, потребностями, опытом сознания и мировоззрения, даже в педагогике сотрудничества выступал как предмет замаскированной, но постоянной опеки. У детей формировалась не просто готовность, а заинтересованная потребность подчиняться воле, авторитету, опыту и знаниям учителя. При всех гуманистических декларациях педагогика сотрудничества «очеловечивает» достаточно традиционные ценности формирующей педагогики, модифицируя не содержание, а способы и формы образования. Чтобы не усложнять и без того сложное состояние понимания, расставимнекоторые акценты. Готовить на уроке субъекта, творчески активную личность, заинтересованную во все более самостоятельном познании, можно. Однако для этого необходимо изменить отношение учителя к смыслу его учебной деятельности и, соответственно, к ученикам. Проще всего сделать это не сразу, а последовательно переходя к конкретным формам не совсем обычной деятельности обучения. Не совсем обычным становится введение так называемых «увлекательных добавок»: проблемного изучения поисковых исследовательских, эвристических и т.д. методов обучения. Они представлены и как фрагменты в ткани урока, и как урок, полностью посвященный реализации одного из методов. «Учение с увлечением» оформилось в серьезную педагогическую практику в опыте учителей-новаторов. Обратившись к увлекательной стороне знаний, они преодолели сложившийся шаблон в проведении обычных уроков, вызывающих у школьников равнодушие к учебе, откровенную скуку. Вместе с тем безусловно интересные разработки «педагогики сотрудничества» не имели в виду какое-либо изменение целей и содержания обычного образования. В соответствии с общими требованиями эпохи «развитого социализма» они были направлены на «дальнейшее усовершенствование» процессов накопления информации, формирования и правильного воспроизведения «прочных» знаний и т.д. с привлечением в эти процессы отдельных элементов внешнего формирования самостоятельности, творческих способностей инициативы учащихся. Сегодня есть все основания утверждать, что такая организация урока, где за основу берется познавательный интерес - это только первое приближение к формированию познавательной активности учащихся. Очевидным становится и то, что игнорировать этот этап нельзя, как нельзя и ограничиваться только им. В учебном пособии И.О.Подласого «Педагогика» выделены десятки типов нетрадиционных уроков, в том числе уроки - деловые игры, уроки-игры, уроки - роликовые игры, уроки-игры «Поле - чудес» и урок - Сказка, урок - Вернисаж и т.д. Они отнесены к разным типам, хотя очевидно, что это уроки одного типа, во всяком случае, близки друг к другу. Они принимают активную форму обучения, раскрывают творческие способности учащихся.
Активные формы и методы обучения— это когда учащийся из объекта обучения превращается в субъект обучения, т.е. в участника процесса обучения.
Признаки активной формы обучения: - организованная принудительная активность учащегося, т.е. их вынужденная активность, независимая от их желания; - самостоятельный поиск и выработка решений учащимися в условиях повышенной степени мотивации и эмоционального накала; - достаточная длительность времени вовлечения всех учащихся в активную деятельность; - достаточно жесткая регламентация времени; - сотрудничество, взаимопомощь, коллективные взаимодействия обучающихся и сотворчество во взаимодействии с учителем. Одной из форм активного обучения являются
игры, которые способствуютразвитию творческих способностей и активизируют познавательный интерес учащихся.
Типы игр: - игры - ситуации (имитационные), деловые игры («Магазин», «Ателье», «Фирма», «Кафе» и т.д.); - сюжетные игры (выставка, экскурсия и т.д.); - ролевые игры (распределение ролей); - игры-процессы (эстафеты, конкурсы, т.е. обыграть процесс); - игры-развлечения (например, КВН); - игры-драматизации (разыграть по ролям драматическое действие).
Деловые игры- моделируется реальная ситуация деятельности.
Функции деловой игры. - информационно-познавательная; - организационно-управленческая (отработка процессов управления, выявление лидера и др. ролей); - эмоционально-воспитательная (вызвать интерес, умение работать в коллективе); - профессионально-деятельная.
Конструкция плана деловой игры. 1. Название темы. 2. Выбор моделей игры. 3. Цель игры: - дидактическая триединая (обучающая, развивающая, воспитывающая) - диагностическая - профессионального самоопределения 4. Выбор форм, организаций, методов проведения. 5. Разработка сюжета (сценария игры). 6. Отработка составов групп участников и конспекта ролей. 7. Описание правил (процедуры игры). 8. Разработка критериев и шкалы оценок. 9. Проработка материально-наглядного (графического) оснащения отображения игры.
Технологическая схема деловой игры. 1. Этап подготовки. - разработка игры. - план деловой игры - разработка сценария - общее описание игры - содержание инструктажа - подготовка материального обеспечения. 2.Ввод в игру - постановка проблемы, целей - условия, инструктаж - регламент, правила - формирование групп - распределение ролей - консультации. 3. Проведение - Групповая работа над заданием. - анализ задания - работа с источниками - коллективное творчество (мозговой штурм) - тренинг выполнения операций - предъявление результатов. 4. Этап анализа и обобщения - подведение итогов - вывод из игры - анализ рефлексия (самоанализ, самокоррекция) - оценка и самооценка работы - выводы и обобщения - рекомендации. В своей практической деятельности я использую различные методы и формы, которые позволяют полнее развивать и раскрывать творческие способности учащихся, повышают мотивацию в изучении нового материала, интерес к уроку. Игровые технологии - как один из методов развивающего обучения современных педагогических технологий. Каждый урок мне хотелось преподнести как авторское произведение. И как авторскому произведению, уроку должны быть присущи системность и целостность, единая логика совместной деятельности, подчиненная общим целям и дидактическим задачам. Только при этих условиях процесс обучения и поведение учащихся будут носить творческий развивающий характер. Хочу представить некоторые нетрадиционные уроки, в которых используются игровые методики, вызывающие повышенную мотивацию, интерес к уроку. Такого плана уроки — яркое проявление творческой деятельности учащихся, в которой познается и осознается окружающий мир, ощущается связь с другими науками. Перед учеником вопросы ставятся таким образом, что он вынужден мыслить творчески, чтобы ответить.
Урок - эстафета. Итоговый урок по теме «Физиология питания» (5-й класс). Цель: - Повторение пройденного материала по изученной теме. Подготовительный этап: Учитель дает учащимся задание па дом — придумать вопросы по теме «Физиология питания». Ход урока: 1. Вступительное слово учителя. Вопрос ученикам по теме. 2. Вызванный ученик отвечает на поставленный вопрос и задает свой вопрос, подготовленный дома. Вопрос адресуется конкретному ученику. 3. Названный ученик отвечает на полученный вопрос и задает свой вопрос следующему ученику. Правильность ответов оценивается задающим вопрос, классом, учителем. 4. Подведение итогов, выставление оценок: оценивается вопрос и ответ. Для обсуждения затрагиваются следующие темы: - Физиология питания; - Роль витаминов в жизнедеятельности человека; - Кухонная утварь и уход за ней; - Роль овощей в питании; - Приготовление блюд из свежих и вареных овощей; - Блюда из яиц; - Бутерброды; - Горячие напитки; - Сервировка стола к завтраку; - Культура поведения за столом; - Заготовка продуктов. При подобной организации урока стимулируется познавательная активность учащихся, развивается внимание, умение формулировать вопросы, осуществляется двойной контроль - со стороны учителя и со стороны учащихся. Игровые моменты позволяют развивать творческие способности не только в теоретических изысканиях, исследованиях, но и на уроках практики.
Урок-парадокс.Тема: «Культура поведения за столом» (2 часа), практическое занятие (5-й класс). Цель: - повторение материала; - применение его на практике; - развитие внимания и критического мышления. Подготовка: - моделируется ситуация: варианты сервировки стола к завтраку (4 варианта); - разбивка класса на две группы; - выбор столовых приборов, необходимых для сервировки стола к завтраку (тарелка пирожковая, вилка закусочная, салфетки, нож закусочный, фужер для напитка, нож для масла, ложка чайная, тарелка закусочная, кофейная чашка с блюдцем, розетка со сливочным маслом, розетка с джемом, сахарница, стакан с соком, хлебница и т.д.) Организация урока: каждая группа сервирует стол к завтраку согласно заданию: - сервировка стола к завтраку с использованием пирожковой тарелки; - сервировка стола к завтраку при подаче холодной закуски; - cервировка стола к завтраку при подаче горячего блюда; - сервировка стола к завтраку в домашних условиях. Обязательно каждая группа должна включить ошибочную сервировку, т.е. два варианта правильных, два - ошибочных. Учащиеся выполняют задания. Затем обмениваются своими сервировочными столами. Каждая группа обсуждает назначение и роль столовых предметов; правильность выполнения сервировки. Суть задания - найти ошибку. Парадокс в том, чтобы найти и объяснить ошибку. Для проверки предлагается правильный вариант сервировки стола к завтраку. Все работы оцениваются, в том числе и аргументированность «ошибки». Данные уроки активизируют внимание, развивают практические навыки, изменяют мотивацию учения.
Урок «КВН» Тема: «Путешествие в страну тканей и изделий из них» (5-й класс). Эпиграф: «Основоположниками искусства были гончары, кузнецы, ткачихи и ткачи» (М.Горький). Цель: повторение и обобщение материала по теме «Натуральные химические волокна». Оснащение: плакаты (приложения) в вике схем, таблиц, рисунков. Организация урока. Подготовительный этап. Вступительное слово учителя. Класс делится на две команды, которые придумывают себе названия (это деление произведено заранее, так как у команд было домашнее задание). Выбираются капитаны, жюри (помощники преподавателя). 1 этап - разминка. На доску вывешивается приложение «Классификация текстильных волокон». Задание: дать историческую справку о происхождении следующих образцов в виде занимательного рассказа. 1 команда: лен, шерсть, вискоза. 2 команда: хлопок, шелк, капрон. Приложение с образцами тканей После выступления каждой команды жюри подводит итоги. Затем вывешиваются плакаты-подсказки. Более полный, интересный фактически достоверный ответ получает три балла (максимальная оценка три балла). 2 этап - конкурс «Домашнее задание». Необходимо принести кусочки хлопчатобумажных и льняных тканей. Каждая из команд демонстрирует друг другу свойства своих тканей: - блеск, - гладкость, - мягкость, - прочность, - сминаемость, - драпируемость, - гигроскопичность, - теплозащитность, - пылеемкостъ. Для этого задания команды дома должны проработать таблицу «Изучение свойств, тканей из различных волокон». Жюри выделяет более артистичную, грамотную и достоверную команду (максимальная оценка 5 баллов). 3 этап - решение задач с выборами ответа. Для каждой команды вывешивается на доске таблица с вопросами и вариантами ответов.Необходимо правильно зафиксировать ответ в таблицу. Жюри оценивает скорость и правильность выполнения задания (максимальная оценка 4 балла). 4 этап - решение кроссворда. Обеим командам выдается один и тот же кроссворд. Необходимо правильно и быстро решить его. Как только одна из команд выполнила задание, кроссворды отдаются в жюри. Жюри вывешивает решенные кроссворды обеих команд на доску и совместно с командами обсуждает их ответы (максимальная оценка 5 баллов). 5 этап — конкурс капитанов. Капитану каждой команды выдается таблица «Виды назначения одежды» и к ней соответствующие рисунки, на которых изображена данная одежда. Капитан, первый заполнивший таблицу, проводит конкурс «Угадай-ка!» для членов параллельной команды. Он изображает намеками, жестами один из видов одежды, предлагаемой на картинке, а противники должны не только определить этот вид, но и указать ее назначение. Затем наоборот. 6 этап - подведение итогов. На этом этапе преподаватель совместно с жюри определяет победителя по наибольшему количеству набранных баллов. Сообщение итогов ученикам. Выигравшая команда получает оценку «5». Однако жюри выделяет из другой команды наиболее активных игроков, которые тоже получают отличную оценку. Выдача поощрительных призов обеим командам. Оценка, самооценка урока, выводы, обобщения. Нетрадиционные уроки с использованием игровых технологий позволяют расширить кругозор учащихся, развивают умение работать с дополнительной литературой, позволяют в игровой форме проверить глубину знания каждого ученика, познакомить класс с большим объемом интересных фактов, а так же является эффективным способом активизации познавательной деятельности учащихся в изучении нового и пройденного материала. Список литературы 1. Андреев В.И. «Педагогика: Учебный курс для творческого саморазвития.» 2-е издание - Казань: Центр инновационных технологий 2000 год. 2. Ерофеева Н.Ю. «Анализ урока профессиональной деятельности учителя.». Завуч №1 2000 год. 3. Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. «Не совсем обычный урок», «Анализ современного урока» практическое пособие, ТЦ «Учитель» 2001 год. 4. Симоненко В.Д. Учебник по технологии 5-7 класс ( вариант для девочек), Москва ИЦ «Вентана-Граф» 2010 год.